Море и луна | Космос | Рассказы о космосе


Море и луна

Категория : Луна

Природные условия Луны могут удовлетворить, наверно, только самого неугомонного альпиниста. Но наш долг — строго предупредить его.
Он не найдет там «животных больших размеров и деревьев, более красивых, чем земные», о которых писал Пифагор: одну щеку его будет обжигать солнце (при температуре около плюс 120 градусов), другую (находящуюся в тени) пронизывать страшный холод (примерно минус 150 градусов).




Во избежание несчастного случая при метеоритной бомбежке необходимо взять с собой средства защиты, изготовленные из высокопрочных металлов.
Варить в походе кашу не удастся, потому что достать воду на Луне труднее, чем даже сфотографировать ее обратную сторону. Впрочем, на Луне есть районы с температурой от минус 75 до плюс 38 градусов (почти условия нашей Якутии), и там, говорят, на дне трещин возможно есть вода. Но… мало ли что говорят?
Не рекомендуется разбивать походный лагерь в окрестностях кратера Альфонс. Профессор Козырев в 1958 году обнаружил там вулканические процессы. Когда на того, кто не прислушается к нашему совету, будет извергаться ежесекундно до 100 кубических метров газов (по скромным предварительным подсчетам), он быстро поймет, что место для лагеря неудобно.
Но если альпинист все-таки мужественно взвалит на себя рюкзак и отправится путешествовать по безлюдным лунным просторам, он будет вознагражден: увлекательнейшими восхождениями на горные хребты, вершины которых достигают 5 — 6, а порой и 9 тысяч метров; великолепными пейзажами с резкими цветовыми контрастами, с отсутствием всяких полутонов, свойственных Земле;
Чудесными «земными ночами». Они значительно ярче наших лунных. Созерцание голубого диска Земли, несомненно, вызовет у путешественника мысли как хороша все-таки наша старушка планета!
Лунную карту альпинист, конечно, возьмет с собой. Но он должен пользоваться ею осторожно: современные ученые упорно не хотят разрушать иллюзий своих древних коллег, вообразивших на месте темных пятен лунного диска морские просторы. Земные традиции так сильны, что ученые хотят видеть лунный мир созданным по земному образу и подобию. Даже названия морей, хребтов, кратеров, цирков носят явно земной оттенок. Так, в ХVII веке на Луне появились хребты Апеннины, Карпаты, Кавказ. Эти наименования, предложенные данцигским астрономом Иоганном Гевелием, избавляли от неудобств, которые неизбежно бы возникли, если бы выпуклости лунного рельефа были названы именами людей. Но все-таки один испанский астроном, вопреки желанию Гевелия, переименован Апеннины в хребет Св. Михаила, Эгейское море — в море Святой Урсулы.
Зато итальянский астроном иезуит Риччиоли наперекор своему испанскому духовному собрату восстановил названия Гевелия, а кратерам, то есть кольцеобразным лунным горообразованиям, достигающие в диаметре нескольких сотен километров, он присвоил имена философов и ученых: Платона (вместо Св. Афанасия), Птолемея (вместо Св. Маргариты). Галилея (вместо Св. Женевьевы). Однако Риччиоли слукавил: кратеру Св. Екатерины он оставил имя женщины, которую любил, отбросив только слово… «святая» ! Громадному, в 235 километров диаметром цирку (то есть кратеру, но с горкой в центре) он присвоил имя своего друга Гримальди. Для собственного же имени он скромно выбрал кратер на краю лунного диска. Скромность, правда, относительна: кратер не уступает по размерам великанам — Платону и Аристотелю.
Лунные моря — это низменные, равнинные части Луны. Благодаря морям лунный диск получил сходство с человеческим лицом, что и вызвало фамильярное отношение к Луне со стороны поэтов. Пусть альпинист помнит, что шагать но Луне надо осторожно, ибо море Спокойствия — это левый глаз лунного лиха, море Дождей — правый глаз, переносица — море Ясности, правая щека – океан Бурь, брови — море Холода и море Кризисов.
Болото Сна, озеро Смерти, болото Эпидемий!
Названия многозначительны, загадочны. Но лунные болота и озера — это просто-напросто сероватые участки между «морями» и «сушей», а их названия — плод воображения иезуита Риччиоли.
Впрочем, даже далекие от мистицизма современные ученые некоторые кратеры назвали кратерами-призраками. Такие кратеры неясно видны и словно погружены в хакую-то массу.
Много таинственного и в светлых лучах, расходящихся от кратера Тихо. Может быть, альпинист, впервые наступив на «луч», подтвердит гипотезу, что это потоки лавы, застывшей в трещинах?
Загадочно вообще возникновение кратеров и цирков. Может быть, это потухшие вулканы, может быть, воронки от метеоритной бомбежки, а может быть (чего не бывает на Луне!) их вырыли жители Луны, чтобы укрыться от солнечных лучей (как утверждали герои Жюля Верна).
Одна из загадок Луны разрешена, Луна позволила сфотографировать себя с обратной стороны.
И к именам Архимеда, Коперника, Аристотеля прибавилась имена Жюля Верна, дж. Бруно, Максвелла, Ломоносова. Эдисона, Попова, Герца, Лобачевского, Пастера, Склодовской-Кюри, Циолковского Цзу Чун-чжи, Курчатова которыми была увековечена группа кратеров и цирков на невидимой стороне Луны. Море Москвы и море Мечты будут конечными пунктами нашего путешествия. С именем Москвы не расстанется альпинист, отправляясь на Луну, ну, а с мечтой о покорении Космоса никакой уважающий себя гражданин в возрасте от 5 до 90 лег еще не расставался.


Читайте также:
Наша солнечная система планеты и спутники.
Наша солнечная система самая солнечная.
Что такое метагалактика?
Происхождение солнечной системы.
Общефизическая подготовка космонавтов.
Реферат жизнь в космосе.

Материал подготовлен сайтом /

 

Обои космоса