Жизнь во Вселенной
Категория : Разное
«Страшна гибель в геенне огненной, но блажен пребывающий у очага», Или: жить в печке — плохо, а около печки — хорошо.
Авторы старинной премудрости, сами не подозревая, сформулировали суть проблемы жизни в Космосе: раскаленные атомные котлы звезд, согревающие холодные планеты.
Итак, планеты. Сколько их?
Вопрос деликатный, потому что ни один земной ученый никогда ни одной «не солнечной» планеты не видел. Сначала была только уверенность в их существовании: «Имеются бесчисленные солнца… Бесчисленные земли… На этих мирах обитают живые существа» (Джордано Бруно).
Только четверть века назад по «неправильностям» в движении некоторых близких звезд было доказано, что у них есть не видимые еще для нас планеты.
Астроном с нашей сегодняшней техникой, наблюдающий за солнечной системой из окрестностей ближайших звезд, только при обстоятельствах исключительно благоприятных догадался бы о существовании Юпитера. А прочую нашу планетную «мелочь» не усмотрел бы…
Но земная наука умеет сегодня определять скорость вращения звезд вокруг их оси. Оказалось, звезды определенных спектральных классов (в том числе и того класса «G», к которому относится и наше Солнце) вращаются в десятки раз медленнее, чем крупные и горячие звезды.
Видимо, все дело в планетах: у медленно вращающихся звезд большую часть момента количества движения «забрали» планеты. Поэтому быстро вращающиеся светила как бы обнаруживают свою «беспланетность».
В нашей Галактике — 150 миллиардов звезд. Прикинули число «планетных», затем отбросили слабые, недолговечные звезды, не способные достаточно сильно и долго обогревать своих спутников. Исключили двойные, тройные и прочие «кратные» звезды; их планеты получают тепло скачками, в зависимости от расположения нескольких светил… Для развития жизни такая неравномерность неблагоприятна (разумеется, на наш взгляд).
По мнению академика Фесенкова, вероятность жизни во вселенной примерно 1/1000000, то есть из миллиона звезд около одной может вращаться планета, где жизнь близка по типу к нашей, земной. Для нашей Галактики — это 150 тысяч населенных земель. По оценке профессора И. Шкловского, это число вырастает до 1 миллиона миров, где, возможно, мыслящие существа имеются в данный момент. Несколько разумных миров должно в этом случае оказаться и «поблизости» (то есть в радиусе нескольких десятков световых лет).
Мы все время говорим о жизни «земного типа» — углеродистой, белковой. Но что мы знаем о физике и химии жизни во вселенной? Мы еще отчаянно спорим о том, что такое жизнь на Земле. Мы еще не пришли к соглашению, считать ли, скажем, вирусы «живыми» или «неживыми». А что определяет развитие жизненных форм — только ли условия самой планеты, или также факторы космические?
Природа позволила нам пока наблюдать жизнь только в «одном экземпляре» — на Земле. Правда, мы подозреваем таковую и на Марсе, на Венере. Находим органические соединения в некоторых метеоритах. Но Марс и Венера, конечно, еще под вопросом. Насчет же метеоритов надо твердо доказать, что органические вещества попали туда не из земной атмосферы.
Далее же наука сливается с фантастикой, фантастика — с наукой…
С одной стороны, предсказываются невероятные существа, живые планеты (!), живые звезды (!!) и даже живые галактики (!!!) (согласно французскому астроному и фантасту Фламмариону). С другой — предлагают искать во вселенной звезды, явно огражденные искусственной оболочкой; сверхразумные существа в конце концов запретят своим светилам выбрасывать большую часть света и тепла в пустоту. Будут улавливать энергию почти целиком…
Вселенная бесконечна — бесконечны и населенные миры!
Но бесконечно ли разнообразие живых форм?
Оставим в стороне планеты с подозрительными «сепульками» и чудовищными «курдлями» (из «Звездных дневников Иона Тихого»), не будем углубляться в теоретические рассуждения о возможности абсолютного повторения где-то на планете другой системы нашей, земной жизни…
В который раз томит меня мечта,
Что где-то там, в другом углу вселенной,
Такой же сад, и та же темнота,
И те же звезды в красоте нетленной…
«Туманность Андромеды» И. Ефремова создает целую «энциклопедию миров», населенных или годных для населения. В том числе Эпсилон
Тукана, где раса подобна земной, только более прекрасна; Зирда (из Змееносца), погибшая от чрезмерных ядерных испытаний; черная планета близ «железной звезды» с причудливыми формами жизни. Наконец, упоминаются еще непонятные в «Эру Кольца» сигналы миров близ галактического центра. Миров, по-видимому научившихся контролировать режим своих звезд…
А отчего бы и в самом деле не быть чему либо в этом роде? Во вселенной мы во всем встречаем и единство и многообразие. Нет ничего неповторимого: звезды-гиганты, белые карлики, планеты, туманности, черные сгустки газа, галактики, чудовищные звездные взрывы — все это повторяется. Повторяются температура, светимость, скорость вращения, условия на планетах.
И, может быть, формы жизни?
Но все похожее во вселенной все же различается, и в нашем поле зрения нет абсолютно одинаковых звезд, планет, комет… Кто знает, сколько «похожего» и «непохожего» на обитаемых мирах?
Но где же они, если их столько? Почему никто не прилетает сюда?
Во-первых, не будем преувеличивать нашу заметность: помните замешательство капитана Стромфильда, героя Марка Твена, выяснившего «на небесах», что его планета пренебрежительно именуется там «Бородавкой» и совершенно забыта?
Во-вторых, нет ручательства, что гостей из Космоса не было. Те несколько тысяч лет, в которые мы пишем, читаем и пытаемся размышлять научно, для вселенной — миг. Может быть, космонавты, посетившие нас тысячи или миллионы лет назад, еще летят к своим мирам…
В-третьих, «можно предположить, — пишет профессор И. Шкловский, — что на каких-нибудь планетах обитающие там, высокоорганизованные разумные существа непрерывно «держат» в главных лепестках своих гигантских антенн в ожидании ответного сигнала некоторое число (скажем, 100) сравнительно близких к нам звезд, где, по их предположению, возможна разумная жизнь… Может быть, мы находимся… в пучке электромагнитной радиации, непрерывно посылаемой к нам разумными существами…»
В апреле 1960 года американские ученые в присутствии советских и других коллег послали первые радиосигналы к звездным системам Тау Кита и Эпсилон Эридана, нашим соседям, особенно похожим на Солнце и обладающим планетами.
Каждые 6 часов могучие радиоантенны прослушивают Космос: не звучит ли голос далеких миров, не раздаются ли звуки, обозначающие ряд чисел, число «пи», число «е» или какой-либо другой символ, одинаково понятный развитым цивилизациям всех галактик…
Строятся новые, громадные зеркальные антенны для передач земного голоса на 20, 50, 100, 500 световых лет. С надеждой на ответ… через 40, 100, 200, 1000 лет… Оптимизм ученых растет.
Мы уже начинаем сердиться, что вселенная нас не замечает.
Но, может быть, мы все же большая редкость, чем нам представляется… Недавно появилась другая оценка населенных миров во вселенной, согласно которой в нашей Галактике не миллион, а два-три «земных» мира…
Но даже при таком грустном итоге получается, что в известной нам части вселенной (а радиус этой части составлял недавно 6 миллиардов световых лет) имеется не менее миллиарда по земному населенных земель…
Читайте также: Читать про невероятную планету Венеру для детей. Что такое сила тяжести? Жизнь во вселенной. Строение земной коры. Юрий Гагарин. Скачать доклад о солнечной системе.
Материал подготовлен сайтом /