“Восток” – корабль-спутник | Космос | Рассказы о космосе


“Восток” – корабль-спутник

Категория : Ракеты

ВостокКораблю-спутнику “Восток” уготовано место в Музее космонавтики, в разделе “Ранний период”. Он будет открывать экспозицию “Человек в Космосе”. И никогда люди не перестанут удивляться человеческому гению, сумевшему в середине ХХ века создать столь законченную и совершенную конструкцию.
А ведь, казалось бы, все просто. Герметичная кабина для пилота, в которой помещается сам космонавт и оборудование для обеспечения его жизнедеятельности, приборный отсек и тормозная двигательная установка – вот основные часть, из которых состоит “Восток”. Но для создания корабля потребовались совместные усилия многих ученых и новейшие достижения



современных наук: физики, химии, металлургии, радиоэлектроники, биологии и медицины.
Химикам и металлургам пришлось повозиться с внешней оболочкой кабины и с созданием жаропрочных стекол для трех иллюминаторов. Зато через стекла космонавт мог наблюдать Землю в момент приземления при сильнейшем нагреве.
Механики и конструкторы создали надежные устройства на случай непредвиденных осложнений.
Такая на первый взгляд простая вещь, как пилотское кресло, может быть названа так часто условно: в действительности это комплекс различных устройств – отделяемая спинка, привязная система для фиксации тела пилота катапультировании и спуске на парашюте . Сам парашют тоже расположен в кресле. Там же и катапульта с подрывным устройством.

Но в Космосе случается всякое. Не всегда космонавт приземлится точно в указанном месте. Он может попасть в безлюдные места. Ему нужно дать знать о себе и питаться, пока к нему не придет помощь. Для этого в кресле расположены аварийные запасы пищи, воды, а также портативная радиостанция. Впрочем, в случае удачного приземления парашют не обязателен: опыты с животными показали, что спуск в самой кабине безопасен.
Перед креслом пилота расположена аппаратура для полета и система ручного управления. Ни одно движение пилота, ни малейшее отклонение корабля не должны ускользнуть от глаз Земли.
Для этого была организована двусторонняя радиотелефонная связь Земля – спутник, две специальные телевизионные установки передавали изображение космонавта – анфас и в профиль. Чуткие датчики регистрировали все физиологические функции пилота. Короче говоря, ученые на Земле не чувствовали расстояния, отделяющего их от корабля. Но контролю подвергался не только космонавт: каждую секунду радиотелеметрическая система докладывала вычислительным машинам.
Те возвращали кораблю прогноз его дальнейшего движения.
Во время полета спутник должен быть ориентирован в пространстве совершенно определенным образом. Особенно это важно в момент включения тормозных двигателей. На “Востоке” были установлены специальные системы ориентации по Солнцу – автоматическая и ручная. Одна из осей космического корабля должна быть все время направлена на Солнце, солнечный луч, отраженный специальными зеркалами, при правильной ориентации попадал или на чувствительный прибор, или в глаз пилота – при ручном управлении. Нарушена ориентация – луч пропадает, и тогда прибор или космонавт, вращать корабль, отыскивая луч вновь.
Тормозная двигательная установка – одна из ответственейших частей “Востока” – компактна и экономична, ведь каждый грамм в полете дорог. Она должна была вовремя погасить часть скорости. От правильности ее работы зависели точность и качество приземления. Тормозные двигатели “Востока” продемонстрировали безукоризненную работу, обеспечив полную безопасность.
Но, кстати, даже если бы тормозные двигатели отказали, космонавты могли бы посадить корабли-спутники, используя естественное торможение об атмосферу. И пусть вероятность того,
что двигатель откажет, была ничтожно мала, этот вариант был предусмотрен.


Читайте также:
Все планеты солнечной системы.
Популярные статьи о космосе.
А вы знаете что такое геоид?
Первый космонавт - Гагарин Юрий Алексеевич.
Ракетное топливо.
Что вы знаете про дыхание Земли?

Материал подготовлен сайтом /

 

Обои космоса