Применение дагерротипии в астрономии
Категория : Зарождение фотографии
Новый метод был применен в астрономии еще до того, как Араго обнародовал открытие Дагерра. Дагерр воспользовался советом трех известных ученых, физиков и астрономов – Араго, Био и Гумбольдта – наперсников изобретателя. Он «спроектировал изображение Луны, построенное в фокусе маленькой линзы, на один из своих экранов, и оно оставило ясный белый отпечаток» (Араго Ceuvres, 7,458).
Это скромное достижение доказало возможность получения фотографических изображений при освещении пластинки лунным светом и вызвало энтузиазм Араго.
В своем заявлении в палате депутатов Араго подчеркивал важность этого результата: «Мы надеемся, что сможем готовить карты нашего спутника путем фотографирования, а это значит, что работа, которая требует от астронома кропотливого, длительного, напряженного труда, будет выполняться за несколько минут» (Ceuvres 7,499).
Араго не ограничил своих надежд только этим. Уверенный в дальнейшем развитии фотографии, он уже рассматривает ее применение в астрономической фотометрии, едва появившейся на свет, и ясно описывает в общих чертах фундаментальные принципы будущей фотографической фотометрии. Еще более замечательно то, что Араго рекомендовал использовать фотографию в спектроскопии, которая только зарождалась. Так, он писал: «другое применение дагерротипии мне кажется очень достойно интереса: наблюдения свидетельствуют, что солнечный спектр не непрерывен, что в нем имеются поперечные разрывы, совершенно черные линии. Имеются ли подобные разрывы в темных лучах, которые, по-видимому, создают фотографический эффект?» (Ceuvres 7,500). Он тут же дает способ решения этой проблемы: «Надо сделать своего рода искусственный глаз, поместив объектив между призмой и экраном, на который проектируется спектр, и затем смотреть, если нужно, с увеличением, где располагаются темные линии в фотогеничном изображении…» (Ceuvres 7,510).
Таким образом, Араго ясно представлял себе все главные приложения фотографии в астрономии будущего: точное, не требующее больших усилий запечатление вида небесных тел, измерение их яркости, спектральный анализ излучения.
Тем, кто считал его оптимизм чрезмерным, он возражал с оправданной уверенностью: «В конце концов, когда наблюдатель применяет новый инструмент для исследования природы, его надежды обычно ничтожно малы в сравнении с тем, что удается открыть благодаря новому инструменту. Здесь можно столкнуться с любыми неожиданностями» (Ceuvres 7, 500). А в поддержку своих предсказаний Араго удачно вспоминает замечательные открытия, которые сопутствовали применению скромного телескопа Галилея для изучения неба.
Немного позже физики и астрономы пошли по пути, указанному Араго.
Читайте также: Подробная информация про kosmos.
Материал подготовлен сайтом /